inna_budapest (inna_budapest) wrote,
inna_budapest
inna_budapest

Categories:

Премьера оперы"Летучий Голландец". В Будапештской Опере опять напустили туману.

Сейчас страшное время. Современное искусство практически паразитирует на том, что было создано великими предками. Какое современное творение не начни анализировать, будь то театр, опера, живопись - обязательно нарвёшься на ремейк. Пелевин не зря сравнил современных авторов с некрофиллами в своём романе "Т" В современном искусстве заправляют гомосекусуалисты

Вчера я лишний раз убедилась в правоте этих выводов: побывала в Будапештской Опере на премьере "Летучего Голландца" Вагнера.
Сейчас во многих театрах мира идут постановки опер Вагнера к его 200- летию. И везде это стараются сделать с помпой или удивить зрителя неожиданными современными решениями постановки классической оперы. Режиссёров уже давно не волнует задача - донести до зрителя красоту и силу искусства, заставить его плакать и переживать. Главное - поразить и удивить. Самой дорогой на сегодняшний день считается постановка этой оперы в 3Д в Донецке, премьера которой прошла в декабре.
В Будапеште всё выглядело намного скромнее, но удивить и озадачить зрителя всё-таки постановщикам удалось.

190120131532 190120131530 190120131529

 Афиша "Летучий Голландец" на здании Оперы

190120131442 190120131444  190120131441

И так, классический вариант оперы Рихарда Вагнера:

В 1839 г., возвращаясь  из Риги в Лондон на паруснике, Вагнер попал в бурю и это произвело на него неизгладимое впечатление.

В 1840 г. композитор Вагнер написал первый вариант оперы на сюжет новеллы Генриха Гейне «Мемуары господина фон Шнабелевопского.  Премьера окончательного варианта  оперы "Летучий голландец" Вагнера  состоялась 2 января 1843  в Дрезденской Придворной опере.

Романтическая опера в трёх актах ( в классическом варианте) Место и время действия: побережье Норвегии, 1650 год

Корабль Даланда в бурю находит пристанище в бухте. Молодой рулевой остаётся на вахте и поёт песню о скорой встрече со своей возлюбленной. Потом он засыпает и не замечает, как в той же бухте встаёт на якорь призрачный корабль Голландца,который обречён на
вечное скитание по морям, имея возможность сойти на берег только раз в семь лет. Если ему удастся найти верную жену, он будет прощён; если же она изменит ему -  то тоже будет проклята.
Как раз прошло семь лет, и Голландец сходит на берег, ищущим смерти. Однако он знакомится с Даландом и просит руки его дочери, задаривая того золотом. Даланд даёт согласие на свадьбу.

Во втором акте дочь Даланда Сента прядёт и поёт легенду о летучем Голландце. Охваченная сочувствием к его судьбе,  девушка хочет любить несчастного и быть ему верной.
Входит молодой охотник, влюблённый в девушку Сенту, и рассказывает о том,что видел мрачный сон: Сента исчезла в море с незнакомцем.
В комнате появляется отец - Даланд с Голландцем и объявляет дочери о их помолвке.

В третьем акте на корабле шумно веселятся матросы с девушками. Голландцы с призрачного корабля отказываются веселиться вместе с ними и начинают петь свою песнь: все в ужасе разбегаются.
В это время бывший возлюбленный Сенты пытается её образумить, и их вместе застаёт Голландец, который подозревает Сенту в измене.
Чтобы избавить свою любимую от проклятия, он спешно погружается на корабль и отплывает, а Сента бросается в море со скалы, доказывая свою верность.
Корабль Голландца в тот же момент тонет, и герой находит долгожданное избавление в смерти. Вдалеке из воды появляются просветлённые образы Сенты и Голландца, соединённые вместе навсегда.


Новая постановка "Летучего голландца" одноактная опера. Видимо, это такой своеобразный перформанс: за три часа буквального сидения на одном месте  без перерыва , зритель способен в полной мере разделить страдания героев на сцене. :-)
Кроме огромного экрана с проекцией на нём моря,неба,бури и корабля, никаких больше декораций на сцене за всё время спектакля  не возникает. Можно перечислить, разве что три каната,свисающих с потолка, одну раму - символизирующую собой входную дверь в помещение и странного вида ткацкий станок, на месте которого более оправданно смотрелся бы компьютер.
Но самое первое потрясение у зрителей должен был вызвать белый туман, который после 20-ти минутной увертюры вдруг наполнил ни с того ни с сего сцену и потом утонул в оркестровой яме. Туман потом ещё раз появился на сцене в самом конце оперы - видимо он должен был настроить зрителя на мистический лад. Ведь без метафизики -  такую оперу зрителю не понять. :-)

Скажу откровенно, как только на сцене появился матрос, карикатурно елозящий в болоньевом спальном мешке на молнии и поющий о своей любви, я сразу настроилась на комический лад. И не ошиблась: почти всю оперу с трагическим сюжетом я хихикала и еле сдерживалась, чтобы не смеяться громко. Соседка по ложе -   престарелая утончённая дама, постоянно тоже закрывала лицо рукой . :-)
Но когда на сцене появились матросы,а  потом девицы в майках с фотографиями своих возлюбленных на всю грудь - тут уж мы не выдержали с соседкой и залились хохотом. На спинах у всех были такого вида надписи, только вместо sale - имена своих любимых.


Развеселил  и вид "сундуков" с сокровищами призрака-голландца: это были три на вид современных коффра, напоминающих футляры от аппаратуры. Эти сумки незадачливый отец - норвежец таскал за собой, боясь за их сохранность. Мало ли - народу на сцене всякого много.
Во время трогательной песни дочери за прядильным станком о своих мечтах стать возлюбленной Голландца, по сцене туда сюда  ходила вульгарная на вид дама, разодетая, как хозяйка публичного дома: в мини юбке, на высоких каблуках, в красных колготках и с мобильным телефоном на поясе.
Последняя пляска моряков со своими  возлюбленными, всё в тех же майках с портретами на всю грудь, увенчалась попойкой: заботливые девушки достали из целлофановых мешочков алюминиевые банки с напитками : то-ли с  пивом,то ли "пепси - колой". Из них пили причмокивая, в промежутках между пением.

т
А  непонятная конструкция на сцене тоже имела отношение к потустороннему миру и метафизике: как только у героев возникла любовь - то эта напраслина сразу обросла белыми пластмассовыми панелями: так рождалась на сцене гармония любви и верности.


Впечатление скрасила последняя сцена: на фоне пылающего на экране "Летучего Голландца" души героев соединяются в вечной любви друг с другом.
К сожалению, все чувства и страстные переживания, которые должна вызвать у  слушателя пронизывающая музыка и сильное пение исполнителей , теряются на фоне нелепой постановки. И невольно сожалеешь о том,что  теперь никто не ставит опер в классическом стиле.
Сейчас уже можно вполне говорить,что не "слушал", как было принято раньше - а "смотрел" оперу.

А последняя  сильная сцена  оперы "Летучий Голландец"  напоминает всем нам,что любимым нужно доверять и верить. Лучше сто раз ошибиться неоправданным доверием, чем один раз  предать и уничтожить всё напрасными подозрениями.


Фрагменты премьеры  оперы "Летучий Голландец" в Будапеште.

Самая дорогая постановка "Летучего голландца" в Донецке.
http://youtu.be/0w_fun-apWw
Tags: Будапешт, опера
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments