inna_budapest (inna_budapest) wrote,
inna_budapest
inna_budapest

ХУДОЖНИКИ. КАК Я БЫЛА "ДЕМОКРАТКОЙ" Из воспоминаний

Так сложилось, что в силу личных и профессиональных обстоятельств я больше вращалась в среде художников. Если непризнанный гений-литератор всё-таки должен был" уметь писать":-), владеть словом и способностью ясно излагать свои мысли, то среди авангардных художников личности встречались самые разнообразные:  очень чувственные и утончённые интеллигенты,  пропащие пьяницы,  совсем психически больные и даже расчётливые циники и пошляки.
Разброс уровня интеллекта тоже был велик. Но это не мешало им, в подавляющем большинстве, быть действительно талантливыми и интересными художниками.

Эта тусовка, пожалуй, была самой непредсказуемой и своеобразной тогда в Москве. Да и с выставками художникам было труднее: в свои жалкие мастерские ( у кого они были) звать они избегали из-за ужасного бардака, царившего там. А для выставки, как ни крути, нужно большое светлое помещение.

Первую выставку современной живописи разрешили устроить ещё в 1962г в Манеже, это тогда Хрущёв произнёс свои знаменитые слова о том, что "такое искусство советскому народу ненужно". Потом была неудачная попытка в 1967г,  когда выставку открыли и сразу закрыли. Постепенно среди авангардистов начала  зреть идея, устроить выставку под "открытым небом" .  Главный инициатор  такой выставки был художник Оскар Рабин.

Однако  выставка, к сожалению, готовилась не с целью показать зрителю новое искусство, а изначально планировалась  как  провокация. О предстоящей  выставке в Беляево в сентябре 1974 года ( в последующем прозванной "бульдозерной") были оповещены западные журналисты, отечественные диссиденты и много разных других "антисоветских" личностей. В общем, скандал готовили и скандал получился.
Тусовка  художников и им сочувствующих была разогнана милицией, поливальными машинами и бульдозерами. Даже ходили слухи, что Рабина подцепил ковш экскаватора и таскал туда-сюда, хотя скорее всего, он сам туда залез.
И этот факт некоторые даже называли потом удачным перформансом.

    
          Оскар Рабин "Христос в Лианозово" 1966 год.

Бульдозерная выставка имела громкий резонанс в прессе Запада и   стала знаковой для наших современных художников, поэтому в последующие годы участие в ней себе приписывали все подряд,  даже те, кто заведомо никак не мог там находиться. Многочисленные же байки о том событии потом ещё долго сочинялись и распространялись по всей стране.  :-)

Сейчас, когда пишут о Бульдозерной выставке, не всегда упоминают, что через две недели после того скандала выставку официально разрешили провести в Измайлово. Потом ещё была выставка на ВДНХ в павильоне "Пчеловодство". Ну и наконец сам Гришин в конце 1975г  выделил полуподвальное помещение для "Горкома художников-графиков" под выставки  авангардного искусства на Малой Грузинской в доме 28, где вроде бы жил Высоцкий. В последующем "Горком" был переименован в "Творческий союз художников России". В общем-то с советской властью наши художники- неформалы если и боролись, то она как-то  очень вяло давала сдачи, скорее отмахивалась от них, как от назойливых мух.

Ну взять хотя бы талантливого художника Оскара Рабина. Таким борцом он нам тогда представлялся, такой жертвой режима, а ведь если взглянуть, когда и где выставлялся:  Всемирноый фестиваль студентов в Москве,  два раза в Лондоне( в 1965 и 1977гг), Лугано (1970), Бохум (1974).
Правда под конец, в 1978 году, когда он замучил власть своими скандальными заявлениями и выходками, расправился "режим" с ним очень жестоко: его лишили гражданства и вместе с семьёй выслали в ... Париж. :-) Я сейчас даже предполагаю, что он именно этого и добивался :-)
Конечно, непризнанные наши авангардисты с появлением выставок на Малой Грузинской сразу поделились на полупризнанных и совсем непризнанных.  Между ними были свои интриги и обиды. "Совсем непризнанным" ничего не оставалось, как устраивать свои собственные тусовки на частных квартирах. Желающие пригреть художников и устроить им выставку всегда находились, так как это придавало им веса в "богеме". Так появилась выставка-галерея  в большой квартире в центре "У Ники". Попасть туда можно было только по приглашениям, распространяемым между своими. Там же заводились знакомства и связи.

Постепенно среди нонконформистов популярными становились такие формы авангардного искусства, как хэппенинги и перформансы. Художники при этом выставляли не свои работы, а себя "любимых", как носителей  определённых " прогрессивных и концептуальных" идей. Тут уж жизнь совсем забила ключом, так как проводить такие акции можно было на улице и за городом на природе. Заканчивался высокодуховный творческий процесс обычно весёлой пьянкой-гулянкой, когда "половинки находят друг друга". :-)
С мастерскими тоже все как-то научились выкручиваться: устраивались в ЖЭКи, школы и Дворцы пионеров вести детские кружки рисования и получали под это помещения для работы и даже кое-какую зарплату.

Предпринимались и регулярные попытки продать свои творения, особенно иностранцам. Лето для этих целей старались проводить в местах, где теплоходы с иностранными туристами делали  остановки. Снимали там развалюхи, иногда вскладчину. Жили, творили, отдыхали, заодно и картины иностранцам потихоньку впаривали.
В общем, теперь, вспоминая прошлые годы, мне кажется, что "борьба с властью" была для  отечественных  художников-неформалов большим стимулом в их творчестве и придавала  всему их существованию определённый смысл и шарм.:-)

 В середине 90-х  годов я приехала в  Москву после длительного отсутствия. Прикупив как- то в магазине тумбочку,  стала искать машину для её перевозки. Остановился старый "Жигуль". Я уселась в машину и вдруг вижу: знакомый  художник. Радостная встреча закончилась грустным разговором "за жизнь":
- Какая живопись, какое творчество? Мастерскую ЖЭК отобрал и кому-то продал, подрабатываю где придётся и кем придётся, чаще извозом. У общих знакомых тоже всё не ладится, еле сводят концы с концами. Никто больше не выпендривается и ни с кем не борется. Лишь бы с голоду не подохнуть.

Как не вспомнить поговорку: ЗА ЧТО БОРОЛИСЬ, НА ТО И НАПОРОЛИСЬ! :-)  
Tags: воспоминания, выставка, демократка, художники
Subscribe

Posts from This Journal “демократка” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →