inna_budapest (inna_budapest) wrote,
inna_budapest
inna_budapest

Память о Майе Плисецкой в моей душе и в руках.

Умерла Майя Плисецкая - символ советского балета...

Так получилось, что всё моё детство и юность были освещены талантом этой сияющей Звезды.
Она была не только великой балериной, но и незаурядной интересной женщиной. Недаром её при жизни называли с подачи Андрея Вознесенского
Цветаевой балета.

Плисецкая - полюс магии.
Она ввинчивает зал в неистовую воронку
своих тридцати двух фуэте,
своего темперамента, ворожит,
закручивает: не отпускает.
Есть балерины тишины, балерины-снежины -
они тают. Эта же какая-то адская искра.
Она гибнет - полпланеты спалит!
Даже тишина ее - бешенная, орущая тишина
ожидания, активно напряженная тишина
между молнией и громовым ударом.
Плисецкая - Цветаева балета.

В детстве я была очарована этой балериной и даже старалась подражать ей, часами делая движения "умирающего лебедя" руками перед зеркалом.
Постепеннго это даже переросло в некую навязчивость - я не упускала любую возможность втихаря поводить руками, когда меня никто не видел.
А в седьмом классе иногда даже не выдерживала на уроках - специально роняла ручку, наклонялась за ней под парту и ухитрялась там проделать несколько волнообразных движений рукой в "поисках". Вылезала из под парты вся красная, с зажатой в руке ручкой и...довольная собой.))
Потом я эти занятия забросила и даже не подозревала о том, что руки с годами сохранили навык детства. В этом я неожиданно убедилась как-то на берегу моря в Греции, засняв свой танец перед каменными монстрами.https://youtu.be/efq4L0cCB_E

И ещё мне Плисецкую в юности всегда ставили в пример старшие подружки, когда я комплексовала из-за своей внешности - я была такая же худая и с веснушками, как Майя. Они мудро растолковывали мне простую женскую истину:
- Посмотри на Плисецкую и бери с неё пример: даже с такой незавидной внешностью женщина может превратиться в искромётную красавицу.
Ведь по внешним данным Майя даже для балетной школы не подходила - "непродавленная коленка и подъем средненький".

Сама же балерина говорила о секрете красоты и молодости так:

-Я в своей жизни получила очень много цветов. Вот стоит красивая большая ваза цветов. 50 штук. Я всем одинаково меняю воду, подрезаю кончики. Но одна роза завянет сразу. Другие начинают увядать чуть позже. И вдруг из всех роз одна вот так торчит. И больше чем неделю не вянет. Знаете, на людей это правило тоже распространяется (из интервью 2010г).

Я никогда лично не сталкивалась с Плисецкой, но так получалось, что в моём окружение всегда находились люди, которые были знакомы с Родионом Щедриным, поэтому всякие слухи о  Майе и её часто фраппирующих публику высказываниях доходили и до моих ушей, а многое тогда и с удовольствием обсуждалось всей  творческой Москвой.

Примечательно, что практически все эти слухи потом подтвердила сама Плисецкая в своих книгах:
“Я, Майя Плисецкая…”, “Тридцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах” и "Аве, Майя", написанной совместно с Андрисом Лиепой.

Ну а самым моим любимым в юности балетом в исполнении Плисецкой была "Кармен-сюита".

Кармен-сюита — одноактный балет кубинского хореографа Альберто Алонсо (он же автор либретто балета), поставленный на основе оперы «Кармен» Жоржа Бизе (1875), оркестрованной специально для этой постановки композитором Родионом Щедриным (1967).

Организовать постановку тогда помогла сама Фурцева, будучи министром культуры, сказав при этом следующее:

- Одноактный балет на сорок минут в стиле праздника испанского танца, как „Дон Кихот“, верно?. Это может укрепить советско-кубинскую дружбу.

Но постановка балета оказалась неожиданно очень эротичной и местами, по тогдашним советским меркам, вызывающе сексуальной.
После премьерного спектакля в директорской ложе Фурцевой не оказалось, она покинула театр.
Спектакль не был похож на «короткий „Дон Кихот“», как она того ожидала. Второй спектакль должен был пойти в «вечере одноактных балетов» («тройчатке») 22 апреля на День рождения Ленина, но был отменён.
Фурцева сделала на этот счёт заявление:

- Это большая неудача, товарищи. Спектакль сырой. Сплошная эротика. Музыка оперы изуродована. У меня большие сомнения, можно ли балет доработать.

Но после доводов о том, что «придётся отменить банкет» и обещаний «сократить все шокирующие  эротические поддержки», Фурцева сдалась и разрешила спектакль, который прошёл в Большом театре в последующем 132 раза и около двухсот по всему миру.

Сейчас на смерть балерины многие начали обсуждать высказывания Майи в поздних интервью, критикуя её политические взгляды и некоторые некорректные высказываения. Но Плисецкая была великой балериной, а не полиьтиком, и как  она сама говорила не раз -  в царской России никому бы в голову не пришло спрашивать мнение актрисы или танцовщицы. ))

Нужно восхищаться страстным эмоциональным балетом Плисецкой и её необыкновенными прыжками, а не разбирать её политические пристрастия. Мало кто из наших деятелей так прославил СССР по всему миру, как Плисецкая своими гастролями.
...
Погода сегодня пасмурная и соответствует моей грусти на смерть Плисецкой. Но пока писала этот пост, вдруг выглянуло солнце. Я в попыхах повесила фотоаппарат на шею, выбежала на улицу и сняла этот фильм в память о Плисецкой - мои руки всё ещё помнят её.

От многих тысяч советских девчонок, подражавших тебе когда-то перед зеркалом, от всех твоих поклонников, спасибо тебе, Майя.


Музыка из "Кармен-сюиты".
Tags: Плисецкая, воспоминания, детство.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments