inna_budapest (inna_budapest) wrote,
inna_budapest
inna_budapest

Category:

"Происхождение". По Будапешту гуляем и Дэна Брауна поправляем. :-)

Как и обещала, продолжу делиться впечатлениями от романа Дэна Брауна "Происхождение".
Писатель всегда очень интересно и красочно рассказывает о различных мировых архитектурных достопримечательностях, но на примере его описания Будапешта пришлось сделать вывод:  доверяй, но проверяй. :-)

События в Будапеште по сюжету романа  разворачиваются в основном вокруг известной самой Большой синагоги в еврейском квартале.
Один из персонажей в сюжете, связанном с Будапештом  -  раввин Иегуда Кёвеш.
"Вот уже больше тридцати лет бессменным главой Большой синагоги был выдающийся талмудист и каббалист рабби Иегуда Кёвеш. Несмотря на преклонный возраст и слабое
здоровье, он принимал активное участие в деятельности еврейской общины в Венгрии и во всем мире."



В романе старый рабби выглядит очень жалким и незащищённым старичком, а на самом деле,  раввин главной Синагоги - глава венгерской общины иудеев, то есть, главный еврей Венгрии,  по своей важности фактически как кардинал-епископ или, как святейший Патриарх Всея Руси.
Соответственно, как невозможно представить, чтобы вот так куда-то в ночи семенил один-одинешенек  Кирилл или кардинал, так же смешно подобное читать про раввина.
А с  1993-го года эту должность вообще занимает бригадный генерал в отставке, награжденный именной саблей за службу, Доктор Петер Фрёлих. Это всем местным евреям еврей, с прямой правительственной связью, как минимум, с рядом министров и силовиков.

Но в романе это старичок, который выходит из дома один и семенит к своему маленькому домику на площади "15 Марта" (названа в честь Венгерской революции):

"Рабби Кёвеш вышел из синагоги на закате, когда солнце
уже скрылось за Дунаем. Мимо бутиков и экзотических руин-баров он шагал по улице Дохань к своему дому на Площади 15 Марта, в двух шагах от Моста Елизаветы, который
соединял два старых города — Буду и Пешт, формально объединившихся в 1873 году."


Поправим Дэна Брауна:

- Солнце скрывается не за Дунаем, а за Будайским Замком. От Синагоги не видно ни того, ни другого.
- На улице Дохань  всего пара бутиков (йога и итальянские шубы), а руин-баров нет вообще ни одного  (есть кафе и забегаловки).
-  Улица Дохань уходит от Синагоги в направлении, противоположном тому, в котором располагается площадь 15-го Марта.  Посмотреть на карте.   Скорее всего, старый рабби шёл по улице Лайоши Кошута.

- Ну и, наконец, где  на площади "15-го Марта" чисто теоретически может располагаться одноэтажный домик с садом - загадка с головоломкой.))



Но до того, как  рабби Кёвеш вышел из дома, ему снился сон, в котором он гулял по своему любимому мосту через Дунай - Сечени.

"Цепной мост Сечени — один из восьми в Будапеште — простирается на триста с лишним метров, соединяя берега Дуная. Связующее звено между Востоком и Западом, он считается одним из самых красивых мостов в мире.

Кёвеш понимал, что ему не следовало выходить. Но его неудержимо потянуло на этот мост. Как всегда. Много лет он приходил сюда по вечерам — поразмышлять и полюбоваться чудесными видами. На востоке — Пешт: освещенный фасад дворца Грешема сияет на фоне колоколен базилики Святого Стефана. На западе — Буда: на Замковой горе возвышаются суровые стены крепости. К северу, вдоль берега Дуная, — строгий строй изящных шпилей парламента, самого большого здания Венгрии.
Но не только ради прекрасных видов Кёвеш вновь и вновь
приходил на Цепной мост. Причина крылась совсем в другом.
Замки.
Вдоль всего моста на перилах и силовых тросах висели сотни замков. На каждом — инициалы. И каждый навеки пристегнут к мосту.
По традиции влюбленные пары приходили сюда, оставляли на замке свои инициалы, продевали дужку через перила, запирали замок на ключ, а ключ выбрасывали в глубокие воды Дуная — как символ вечной и неразрывной связи.
Самая простая клятва, думал Кёвеш, касаясь одного из висящих запертых замков.
"Наши души соединены навеки".


Надо отметить,что традиция вешать влюблёнными замочки на мостах и разных оградах появилась не в Будапеште. Такое явление можно встреть по всей Европе.Традици зародилась во Флоренции, где даже под тяжестью таких замочков как-то обрушился мост.

Screenshot-2018-1-30 Новая запись

Особое внимание уделено в книге и описанию самой Большой синагоги в Европе, о которой я как-то рассказывала.
Синагога еврейский летний фестиваль.

"Самая большая синагога Европы находится в Будапеште на улице Дохань. Выстроенная в неомавританском стиле, с двумя высокими башнями, она вмещает более трех тысяч верующих. Нижний молельный зал – для мужчин, верхняя галерея – для женщин.
Рядом с синагогой – мемориальное захоронение сотен венгерских евреев, не переживших ужасов нацистской оккупации. Тут же – примечательная скульптура «Дерево жизни»: выкованная из металла плакучая ива, на каждом листочке которой написано имя невинной жертвы. Достаточно легкого ветерка, и металлические листочки начинают шелестеть, словно эхо страшных событий звенит над этим скорбным местом."

(глава 5).
Уточнения:
-  Синагога рассчитана не на 3000 мест,как часто округляют на всяких сайтах, а на 2964 места:  1492(7)  для мужчин и 1472 для женщин.

- На памятнике жертвам Холокоста "Дерево жизни" у Большой синагоги в виде плакучей ивы скульптора  Имре Варги колышутся не листики, которые плотно припаяны, а ветки. Там цельная металлоконструкция, листья приварены к прутьям. При сильных порывах ветра или если подергать будет стальной металлический лязг от ударов прутьев. На эхо страшных событий это похоже мало, скорее на звуки стройки (удары молотка по арматуре).



Как колышутся ветки  на памятнике жертвам Холокоста - "Дерево жизни"



Зимой 1944-1945 гг. еврейский квартал вокруг синагоги блокировали немцы: отрезанными от мира оказались больше 70 тыс. человек. Вопреки иудейским традициям, кладбище пришлось создавать прямо во дворе синагоги.

Освобождение гетто в Пеште произошло  18 января 1945-ого года. Сад синагоги  остался  кладбищем,  почти 7000 жертв лежат здесь.

Ну и последние приключения героя романа  раввина Кёвеш были в руин-баре Будапешта, на описании которых  Дэн Браун подробно остановился.
Много ляпов начинается прямо с описания, как рабби спасался от преследователя.

"На противоположной стороне улицы, на лавочке, он заметил подозрительную темную фигуру – крепкий мужчина в джинсах и бейсболке, казалось, был полностью поглощен своим смартфоном, свет от экрана подсвечивал бородатое лицо.
Явно нездешний, подумал Кёвеш и ускорил шаг."

-
Трудно себе представить, как пожилой рабби в ночи заметил "нездешнего" на противоположной стороне 6-ти полосного шоссе. :-)

"Оглушительный визг прорезал ночной воздух, и Кёвеш вздрогнул. Но он тут же понял, что это автобус резко затормозил у остановки."

-
Автобусы в Будапеште останавливаются бесшумно, а не с визгом, а в том направлении, о котором идёт речь, рейсовых автобусов вообще нет. :-))

"Сегодня ночью рабби неожиданно вышел из дома и поехал в злачный квартал на автобусе. ..
То, что начиналось как слежка, в квартале руин-баров заканчивалось игрой кошки с мышкой.

"После Второй мировой войны эти кварталы, разрушенные до основания, не стали восстанавливать, превратив в так называемые руин-бары. Модные ночные заведения в пострадавших от бомбежек полуразрушенных зданиях привлекают гостей со всей Европы. Развалины бывших магазинов и особняков сегодня расписаны яркими граффити, оснащены суперсовременными акустическими и светомузыкальными системами, а на обшарпанных стенах висят самые разные картины."

Руин-бары были переполнены, возбужденные клиенты толпились на улице. Вокруг Кёвеша гремела электронная музыка, в воздухе витал запах пива, смешанный с дымом сигарет «Сопиане» и ароматом традиционной венгерской выпечки кюртёш калач."


Да, да, так прямо после войны коммунисты во главе с Ракоши, а потом с Яношем Кадаром не восстановили центр Будапешта и бросили дома евреев на произвол судьбы. ))

Беда именно в том, что именно после  развала советской системы и начала "демократических реформ" в 90-х центр Будапешта стал разрушаться  и покрываться плесенью. Люди покидали свои дома, кого-то переселяли. А пока власти решали, что делать с этим нарастающем ужасом в самом центре столице Венгрии, инициативная молодежь взяла дело в свои руки и создала эксклюзивные риун-бары (или руин-пабы),  присущий только Будапешту.
Дизайн руин-баров -  это полная разруха и хлам. Вместо дорогой мебели бары украшают старыми велосипедами, разбитыми ваннами, советскими плакатами, облезлыми сиденьями автомобилей и прочим старьём.

В таких барах можно пить,что угодно, курить (что угодно), слушать музыку и танцевать.
Сюда приезжает на вечеринки молодёжь со всей Европы, и не только потому что здесь дешевле чем в Лондоне или Брюсселе, а потому что подобного нет нигде.
Руин-пабы - один из главных магнитов Будапешта и его ноу-хау. Их давно включают в путеводители.


В конце своей книги Дэн Браун благодарит всех своих консультантов и помощников в Испании поимённо, а из Будапешта - только работников посольства США в Венгрии.

Похоже,что такие откровенные байки про возникновение руин-баров, которые якобы появились в Будапеште  из разрушенных во время войны домов евреев,  писателю рассказали посольские американцы.))


Последние трагические события в Будапеште по ходу сюжета разворачиваются в подобном руин-баре Симпла (простой), который неправильно переведён, как "Шимпла ".
При расширении площади бара, к названию добавили слово "сад": Симпла керт.

Но об этом следующий рассказ.
Руин-бары в Будапеште.

Tags: "Происхождение", #Дэн Браун, Будапешт, Дэн Браун, Холокост, гетто, роман, руин-бары, синагога
Subscribe

Posts from This Journal “#Дэн Браун” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

Posts from This Journal “#Дэн Браун” Tag